Возвращение Итигэлова В 1955 году, в соответствии с завещанием Пандито Хамбо Ламы ХII Даша Доржи Итигэлова, Пандито Хамбо Лама ХVII Лубсан Нима Дармаев с группой лам подняли саркофаг с его телом, а затем, убедившись в неизменности тела, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.
Позднее, в 1973 году, Пандито Хамбо Лама XIX Жамбал Доржо Гомбоев с ламами Иволгинского дацана повторно осмотрели тело Пандито Хамбо Лама ХII Даша Доржи Итигэлова и, убедившись в его сохранности, вернули в бумхан.
7 сентября 2002 года 88-летний Амгалан Дабаевич Дабаев (старожил села Гильбира Иволгинского райна, 1914 года рождения) указал Пандито Хамбо Ламе ХХIV Дамбе Аюшееву местонахождение Итигэлова в местности Хухэ-Зурхэн. Через несколько дней, 10 сентября, Пандито Хамбо Лама ХХIV Дамба Аюшеев с группой лам Иволгинского дацана в присутствии светских лиц (экспертов-криминалистов) вскрыли бумхан Хамбо Ламы Итигэлова и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его в Иволгинский дацан. На следующий день Комиссией Республиканской судебно-медицинской экспертизы была проведена эксгумация.
28 октября того же года желающие впервые получили возможность поклониться и получить благословение Пандито Хамбо Ламы XII Даши Доржо Итигэлова. Руководство Буддийской традиционной Сангхи приняло решение об учреждении специальных дней поклонения Драгоценному телу Хамбо Итигэлова семь раз в год по великим буддийским праздникам
Одновременно с этим была сформирована инициативная группа лиц, занимающаяся сбором информации о жизни и деятельности Пандито Хамбо Ламы Итигэлова. Фактическое руководство этой группой в настоящее время осуществляет Пандито Хамбо Лама ХXIV Дамба Аюшеев.
Деятельность группы активно поддерживал старейший ученый Республики Бурятия Бимба Доржиевич Цыбиков (он являлся и официальным опознавателем тела Пандито Ламы Итигэлова). Несмотря на свой преклонный возраст (96 лет), Б. Д. Цыбиков сохранил ясность и логику ума и смог выполнить, может быть, свою самую главную миссию, засвидетельствовав: «Это Хамбо Лама Итигэлов собственной персоной». Б. Д. Цыбиков был единственным человеком, который до 1927 года встречался и слушал проповеди Хамбо Ламы.
Фактически началом создания нашего института — Института Пандито Хамбо Ламы XII Итигэлова — можно считать 24 апреля 2003 года, когда в Улан-Удэ был образован информационный центр «Вместе с Хамбо Итигэловым». Основной задачей центра стало информирование общественности и СМИ о жизни, деятельности и духовном наследии Хамбо Ламы Итигэлова. В апреле 2003 года решением Сугунды Буддийской традиционной Сангхи России Драгоценное тело Пандито Хамбо Ламы ХII Итигэлова признано святыней бурятского народа. В этот период началась подготовка к изданию литературы, организован поиск необходимых сведений по этнической Бурятии. Только за один год совместно с бурятской телекомпанией было подготовлено восемь телепередач по этой теме на бурятском языке.
Уже в декабре было организовано некоммерческое учреждение «Институт Пандито Хамбо Ламы XII Итигэлова». Председателем Совета Института избран Лама Ганжурцырен Дашинимаевич Раднаев — ректор Буддийского института «Даши Чойхорлин». Эмблемой Института стал абрис великого Ламы в центре сакрального колеса времени.
В январе 2003 года Буддийская Сангха приняла решение о строительстве Дворца Хамбо Ламы Итигэлова, чтобы Драгоценное тело могло постоянно находиться на территории Иволгинского дацана. Этот храм возводится по проекту «Деважин дугана» Янгажинского дацана, разрушенного в 1954 году, который был спроектирован и построен самим Хамбо Итигэловым в 1906 году. Священный сосуд (бумбэ) был заложен в основании Дворца Хамбо Ламы Итигэлова 26 июня 2003 года.
Инициативной группой по заданию Хамбо Ламы Аюшеева 24 мая 2003 года были произведены работы по извлечению Священного сосуда (бумбэ), заложенного Пандито Хамбо Ламой Итигэловым в 1922 году в местности Талын Обоо. Идентичный бумбэ был погружен в основании Дворца Хамбо Ламы Итигэлова.
Одним из важнейших событий, произошедших в конце 2004 года, следует считать совместный с Российским государственным гуманитарным университетом проект по биохимическому исследованию образцов волос, кожных покровов и ногтей Хамбо Ламы Итигэлова. Исследования провел известный ученый, специалист Российского центра судмедэкспертизы Минздрава России, доктор медицинских наук, заведующий отделом идентификации личности В. Н. Звягин. Полученные результаты ошеломили эксперта: спектральный анализ не выявил в органических тканях тела ничего такого, что отличало бы их от тканей живого человека: тело Итигэлова (включая даже глаза) соответствует всем параметрам тела живого человека. Однако практически все эксперты сходятся на том, что состояние, в котором находится Итигэлов, не относится ни к одному из трех известных нам состояний после физической смерти. Здесь следует отметить, что физическая смерть определяется неспособностью организма производить внешнюю работу, то есть расходовать и получать энергию.
Принято считать, что существуют три состояния тела после физической смерти. Первое — мумификация, когда тело совершенно обезвожено. Второе — состояние торфяного дубления, когда тело человека, попадая в болото, приобретает красный цвет и лишается жидкости. Третье состояние — жиро-воска. Ученые называют феномен Итигэлова «четвертое состояние смерти». Дело в том, что Итигэлов 75 лет находился на глубине 2,5 м в деревянном саркофаге, окруженном солью. Если бы Итигэлов был в состоянии человека, умершего обычной физической смертью, то соль должна была бы разъесть все содержимое. Но когда Итигэлова подняли, кедровый короб (бумхан) и тело были в отличном состоянии. Причем патологоанатомы были уверены в том, что через три-четыре часа после подъема тело превратится в тлен. Ведь обычно резкие изменения внешних условий приводят именно к таким последствиям. Но с Итигэловым этого не произошло. Как тело человека, находившееся в соли 75 лет, сохранилось неизменным?
Сейчас Итигэлов в течение почти семи лет находится в Иволгинском дацане. Поза лотоса, в которой он 75 лет сидел в кедровом коробе, сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Хотя летом жара в Бурятии достигает сорока градусов и никаких холодильных установок нет, тело Итигэлова не подвергается гниению или разложению. Доступа света, искусственного освещения в помещении нет, — проникает лишь тусклый свет с первого этажа. При этом все, кто приходят сюда, говорят, что испытывают на себе мощный тепловой поток, исходящий от тела Итигэлова. Более того, его лицо покрывается потом, то есть имеет место расход энергии. Как, каким образом поддерживается энергетический баланс, когда нет видимого доступа к свету, потоку солнечной энергии, когда нет никакого физического воздействия, нет ничего, что можно было бы считать энергоподпиткой?
Спектральный анализ волос, ногтей и кусочка кожи Хамбо Ламы Итигэлова никаких разрушительных изменений не выявил. Органический состав тканей Хамбо Ламы соответствует органическому составу тканей обычного человека. Внутренние органы целы. Согласно двум актам судмедэкспертизы, никаких следов бальзамирования на теле Ламы не выявлено. Не похоже это и на процессы мумификации или дубления. Состояние летаргического сна ученые также исключают. «Ни одного официально зарегистрированного факта подобного рода в мире больше нет», — заявила исследовательская группа на пресс-конференции в информационном агентстве «Интерфакс». Результаты исследований были обнародованы 1 декабря 2004 года через агентство «Интерфакс» профессором Г. Г. Ершовой, а также 21 декабря 2004 года в РИА «Новости» профессором В. Н. Звягиным, директором Института Итигэлова Я. Д. Васильевой и представителем Института Итигэлова в Москве Артуром Мункуевым. На пресс-конференции часть слайдов презентации, представленной Институтом, в частности, портрет I Хамбо Ламы Заяева и фотография XII Хамбо Ламы Итигэлова, снятая в 2004 году, фото- и видеоаппаратура не смогли зафиксировать. По просьбе президента Ассоциации иностранных журналистов, аккредитованных при МИД России, Адиб Аль-Саеда, была проведена проверка всей презентации Института; результат был прежний. Это вызвало ажиотаж среди журналистов.