F (Fearn) Четвёртое дерево – ольха, дерево Брана. В Битве деревьев ольха сражалась в первом ряду, что говорит о положении буквы F как одной из пяти первых согласных букв в древних ирландских алфавитах. В ирландской «Песне лесных деревьев», считающейся творением Ойсина, ольха описана как «самая воинственная колдунья из всех, как дерево – самое горячее в битве». Хотя ольху плохо жечь в костре, также как иву, тополь и орех, её очень ценят за древесный уголь, а её связь с огнём очевидна в «Сказании о Бранвен», где Гверна («ольха»), сына сестры Брана, сжигают на костре. В сельских районах Ирландии за рубку священной ольхи можно поплатиться сожжённым домом. Ольха также защищает от разрушающей силы воды, её немного клейкие листочки дольше других сопротивляются зимним дождям, а сама древесина не гниёт очень долго, если из неё сделать сосуды для воды или сваи. Биржа в Венеции, как и некоторые средневековые соборы, стоит на сваях из ольхи.
(из «Гаэльской поэтической книги»):
Дуб, когда он стар и сух,
Хорошо горит;
У сосны приятный дух,
Но она искрит.
У берёз кору срезай,
Чтоб огонь возжечь;
А боярышник бросай
Напоследок в печь.
Падуб будет пламенеть,
Словно воск свечной;
Вяз – невидно, тайно тлеть,
Как покров льняной.
Связь Брана с ольхой показана в «Сказании о Бранвен», где свинопасы (пророчествующие священнослужители) короля Ирландии Матолуха видят лес в море и не могут понять, что бы это значило. Бранвен говорит им, что это флот Брана Благословенного идёт отомстить за неё. Корабли встают на якорь недалеко от берега, и Бран идёт вброд, перенося на руках свои богатства и своих людей. Потом он ложится мостом на реке Линон, хотя она защищена магической силой, а сверху на него кладут доски. Другими словами, сначала пристань, а потом и мост были построены из ольховых досок. О Бране сказано: «Ни в каком доме ему не поместиться». На загадку: «Чего не может вместить никакой дом?» - ответить легко: «Сваи, на которых он стоит». Самые давние европейские дома строились на ольховых сваях на берегах озёр. С одной стороны, «поющая голова» Брана – мумифицированная пророчествующая голова священного царя, с другой – «голова» (верхушка) ольхи. Из зелёных ольховых веток хорошо делать свистульки. Дети долины Керданье в Пиренеях обычно просят по-каталонски:
Бернг, Бернг, вылезь из кожи скорей,
Чтобы свистеть тебе веселей.
Можно буком дом топить –
Зимовать тепло;
Но сырое древо сбыть –
Сделать людям зло.
Полнит яблонь, груш дымок
Ароматом дом;
Пахнет, как лесной цветок,
Вишня под окном.
Люб мне ясень голубой…
Всё бери на вес –
Нынче с каждою зимой
Дорожает лес.
Это повторяют, пока ивовым прутиком бьют по коре, чтобы она отошла без повреждений. Бернг (или Вернг на сходном языке Майорки) – всё тот же Бран. Вызов Бернгу делается как будто от лица богини ивы. Использование ивы вместо веточки той же ольхи позволяет предположить, что ведьмы свистели в свистульки, призывая ветры, особенно северный ветер. Однако точно таким же способом делаются и музыкальные дудки с несколькими дырками, и следовательно, поющая голова Брана – свирель из ольхи. В Харлехе, где голова пела семь лет, река бежит мимо горы, и, похоже, это место как нельзя лучше подходило для священной рощи. Возможно, легенда об Аполлоне, победившем Марсия, воспроизводит отделение коры от ольховой ветки при изготовлении флейты.
Из ольхи в древней Ирландии изготовляли сосуды для молока и другую утварь, отсюда её поэтическое название в «Книге Баллимота» - Comet lachta («стерегущая молоко»). Эта связь Брана/Крона, ольхи, с Реей/Ио, белой луной-коровой, очень важна. В Ирландии Ио называли Glas Gabnach («зелёная пустышка»), потому что, хотя она проливала молоко в реки, у неё никогда не было телёнка. Её похитил в Испании летающий карлик-кузнец Гавида; в сопровождении семи его сыновей (по одному на каждый день недели) она обЕгала в один день всю Ирландию и дала имя Bothar-bo-finne («дорога белой коровы») Млечному Пути. Согласно «Делам великой академии бардов», её убил Гуойре по требованию жены Сейнхана Торпеста, а в «Истории Ирландии» сказано, что она была отомщена в 528 году нашей эры. Диармайд, король Ирландии, был убит своим старшим сыном за то, что погубил другую священную корову.
Связь Брана с Западным Океаном доказывает Caer Bran, - название одного из самых западных холмов в Британии, который находится как бы на Краю Земли.
Ольху любят за то, что она даёт три замечательные краски: красную можно получить из коры, зелёную – из цветов и коричневую – из молодых веточек; эти три цвета символизируют огонь, воду и землю. В «Словаре» Кормака, который относится к десятому веку, ольха называется ro-eim, что переводится как «та, что красит красным лицо». Из этого можно сделать вывод, что «краснолицые герои» валлийских «Триад», - они же священные короли, - связаны с культом ольхи Брана. Одна из причин обожествления ольхи заключается в том, что, когда её срубают, древесина, сначала белая, становится красной, словно истекает кровью, как человек. Зелёная краска ассоциируется с зелёными одеждами фей в британском фольклоре. Если рассматривать фей как уцелевших представителей изгнанных в горы и леса племён, то зелёный цвет их одежд можно объяснить как защитный. В Средние века преступники и лесничие тоже одевались в зелёное. Зелёная краска пришла из далёкого прошлого. Однако в первую очередь ольха – огненное дерево, которое имеет власть защитить землю от воды, и ольховая ветка, благодаря которой Бран был узнан в Cad Goddeu («Битве Деревьев»), - это знак воскрешения, ибо почки на ней расположены спиралью. Ну а уж спираль и вовсе древняя. Самые ранние шумерские святилища являются «домами духов», подобно тем, что есть в Уганде, и они защищены спиралевидными столбами.
Четвёртый месяц начинался 18 марта, когда зацветала ольха, и заканчивался 14 апреля, и его отличительная черта – осушение весенним солнцем потоков из растаявшего снега. На этот же период приходится весеннее равноденствие, когда дни становятся длиннее ночей и солнце обретает силу. Выражаясь поэтически, если ясени – это вёсла и каркас плетёных из ивняка лодок, в которых Дух Года перевозят на сухую землю, то ольха – это сваи, поднимающие дома над потоками растаявшего снега.
Феарн (Бран) – в греческой мифологии царь Фороней, правитель Пелопоннеса, которому поклонялись как герою в Аргосе, как будто им основанном. Павсаний, посетивший Аргос, пишет, что Фороней был супругом Кердо (Белая Богиня в качестве Музы), а его отцом был речной бог Иннах, матерью же – нимфа Мелия («ясень»). Поскольку ольха наследует ясеню в календаре деревьев и растёт обычно на берегу реки, это вполне разумная родословная. Павсаний отождествляет Форонея с Феарном, ибо не принимает во внимание легенду о Прометее и делает из Форонея изобретателя огня. Гигин называет его мать «Аргия» (Argeia), то есть «ослепительно белая», - опять Белая Богиня. Итак, Фороней, подобно Брану и другим священным королям и царям, был рождён, взят в мужья и умерщвлён Белой Богиней: его убийцей была богиня смерти Гера Аргия, которой, как говорят, он первый принес жертвы. Фороней, таким образом, является Fearineus, богом весны, которому ежегодные жертвы приносились на горе Крона в Олимпии во время весеннего равноденствия. Его поющая голова напоминает об Орфее, чьё имя, вероятно, является укороченным от Orphruoeis («растущий на берегу реки»), то есть «ольха».
ИТАК, СЛЕДУЮЩИМ МЕСЯЦЕМ БУДЕТ ИВА, С КОТОРОЙ Я НАЧАЛ ИРЛАНДСКИЙ БУКВЕННО-ДРЕВЕСНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. СЛЕДУЮЩИЙ МЕСЯЦ – В НАЧАЛО ЭТОЙ ТЕМЫ ДЕРЕВЬЕВ. ГОДИЧНЫЙ КРУГ ЗАМКНУЛСЯ.
MY MISSION HERE COMPLETE.
ВСЕМ, КТО ЧИТАЛ, ВЫРАЖАЮ БЛАГОДАРНОСТИ.
ОТДЕЛЬНЫЕ – АВТОРУ «БЕЛОЙ БОГИНИ» РОБЕРТУ ГРЭЙВСУ И МАТЕРИАЛАМ САЙТА http://thewhitegoddess.co.uk